Опубликовано в журнале:
«Студия» 2003, №7
НА ПЕРЕКРЁСТКАХ ИСТОРИИ – ECKEN DER GESCHICHTE
Вячеслав Демидов
Путь в Россию и из
(1764 – ...)
Выселять немцев в Сибирь принялись в декабре. Какого года? Тысяча девятьсот пятнадцатого. Созданный Государственной Думой „Особый Комитет по борьбе с немецким засильем“ приступил к „освобождению страны от немецкого влияния во всех областях народной жизни Государства Российского“. Так сказать, в благодарность за то, что приехали.
А начиналось так прекрасно...
Возведенная в 1764 году гвардейцами на российский престол, юная Екатерина Анхальт-Цербстская (Великой она станет позже...) не могла забыть своего ухоженного германского быта. Очень хотела, чтобы в России, которую она полюбила любовью вовсе не показной, начались, как сейчас говорят, культурные сдвиги. Чтобы крестьяне научились работать, как у нее на родине, а страна сделалась богатой в меру своих просторов. Едва после переворота всё успокоилось, послала в Европу манифест:
„Всем дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех Наших Губерниях“.
И еще один в следующем году. И год спустя еще один.
Она понимала, что жить в Российской глубинке (а именно там следовало начать преобразования) тяжко будет нерусскому человеку. Но момент был очень уж подходящим. В Пруссии и Австрии только-только замолкли пушки Семилетней войны – повсюду бездомные, разоренные, погорельцы... Поедут, без сомненья, поедут!
И точно: поехали.
Тем паче, что велела государыня выдавать тем, кого запишет в свой список „вызыватель“ – уполномоченный агент, сразу по восемь шиллингов. Каждый день по восемь! Деньги колоссальные: библиотекарь Кёнигсбергского замка Иммануил Кант получал в те годы 24 шиллинга в день..
Обещала (и что еще важнее, слово сдержала) тем, кто направится в необжитые места, на тридцать лет освободить от всех налогов. Бесплатно каждой семье дала по 30 десятин* земли: 15 – пахотной, 5 – леса, 5 – выгонов, 5 – под строения и гумно. И еще по лошади, а у кого большая семья – так даже по две. Корову, муку, зерно на семена, плуг, телегу, веревку, лопату и прочее. И по 500 рублей „подъемных“ денег. И беспошлинно разрешила торговать да ярмарки устраивать.
Только приезжайте, только россиян научите работать прилежно и правильно!
Всего два года прошло – переселились в Россию 23.109 колонистов, потом еще, еще... Сто лет спустя, в 1864 году, поселений-колоний насчитывалось пятьсот сорок девять.
А к началу Первой мировой войны число русских подданных, чьим родным языком был немецкий, приблизилось к двум миллионам.
баронск
Караваны переселенцев шли туда, где морем пахло: в порты Любек и Данциг (нынешний Гданьск). На кораблях плыли в Петербург. И мимо роскошных дворцов пешим путем в старую столицу Москву. Пылят телеги, шагают усталые немцы: эко пути-то... В Москве Немецкая слобода. Неужели конец? Нет еще, снова грузиться – снова плыть.
„Вызыватель“ барон Борегардт де Кано успокаивает: скоро, скоро доберемся. По матушке-Волге проплыли мимо Саратова – и вот она, немецкой колонии столица Катариненштадт**. В честь государыни(длинное название города русские сократили до Баронска.). На календаре 29 июня 1764 года.
Дома поставили на отлогом косогоре по обе стороны речки Малый Караман. До Волги рукой подать, она здесь глубиною 8 сажен, 600 шириною: белуга, осетры, севрюга, белорыбица, стерляди, сомы, сазаны, судаки...
Деятельный барон (он имел право на 10% собранного урожая и был для колонистов властью управляющей и судебной) основал на Волге меж Саратовом и Камышиным больше двадцати колоний, из них одну назвал в честь себя Кано, другую в честь жены – Сусанненталь, а еще две в честь своих детей – Филиппсфельд и Эрнестиндорф.
В общей сложности в Екатерининское время приехало около 75.000 человек, им выдали 5.682.307 рублей ссуд, причем 2.026.454 рубля безвозвратно – вот как скрупулезно шел счет!
Двадцать лет спустя после прибытия в Баронске проживала 141 семья – 636 человек, к 1900 году насчитывалось уже больше 400 дворов – 6.077 жителей и 2.500 лошадей. Молились в двух лютеранских храмах, одном католическом и одном православном. Дети учились в трех школах, и немцы поняли некоторые пункты манифеста буквально: вместо истории и литературы России преподавали историю и литературу Германии. Был сиротский приют, больница с врачом. Человек восемьсот занимались кустарными промыслами. Торговых и промышленных заведений насчитывалось сто тридцать три. И трактиров одиннадцать.
Главное богатство для многих был табак. По его вывозу колонисты постепенно заняли второе место в России: каждая семья в среднем производила 90 пудов табака, а он стоил 2 рубля 15 копеек за пуд. Корова же – 3 рубля, лучшая лошадь – 6 рублей. И что удивительно – ничто у немцев не пропадало зря: из соломы плели шляпы, сумки, корзинки, пояса, из лозняка – стулья, кресла, столы, детские кроватки. Понятное дело, на продажу. Дети зарабатывали за год до 16 рублей, женщины – 60-70, мужчины – до 120.
В Екатериненштадте были три мельницы, мастерские выделки кож и пошива женских сумок и перчаток. Изготовляли не только гребешки– веревки и канаты для речных судов.
Кроме сельских хозяев, промышленников, торговцев, жили в поволжских колониях и городах немцы-учителя, немцы-архитекторы, немцы-врачи. Культурное их влияние трудно переоценить. Достаточно вспомнить, что первый книжный магазин в Самаре открыл в декабре 1866 г. Петер-Август Грау. Что пять лет спустя его вдова Фанни устроила при магазине первую в городе публичную библиотеку. Что мануфактурная лавка братьев Клодт продавала не только ткани, но и первые в Самаре электролампочки...
сарпа-сарепта
Евангелические братья (их называли еще гернгутерами, ибо они утверждали, что находятся in des Herren Hut – „под покровительством Бога“) в Катариниенштадте не остановились, хотя одними из первых откликнулись на манифест императрицы.
Они решили нести слово Божье калмыкам в низовьях Волги, близ Царицына. Города, о котором голштинский посол Адам Олеарий писал: „...Находится в 350 верстах от Саратова, лежит на правом берегу, на холме, невелик, построен в форме параллелограмма, с шестью больверками и башнями, и заселен одними стрельцами, которых живет в нем 400 человек“.
Плыли не наугад. Царицынский воевода Алексей Быков добросовестно выполнил указ Петра Великого: „...Описать какие места и урочища, и есть ли где леса, и острова и поля, и по скольку сажен или верст, …и чертеж и опись прислать в приказ Казанского дворца“.
Верстах в двадцати пяти ниже Царицына увидели: в Волгу впадает речка. Та самая, на чертеже обозначенная как Сарпа. Исполнилось, выходит, сказанное в Книге Царств: „Встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там“. Именно так: Сарпа – Сарепта...
Фундамент первого дома жители „Колонии Сарепта“ заложили 14 сентября, через месяц справили скромное новоселье. В вечное владение получили 5.870 десятин земли и все обещанные привилегии. Особым указом запрещено было селиться там русским,– думается, ради „чистоты эксперимента“.
Не зря ведь Василий Андреевич Жуковский спустя полвека отметил:
...В Сарепте зрелище иное:
Там братство христиан простое
Бесстрастием ограждено
От вредных сердцу заблуждений,
От милых сердцу наслаждений.
Там вечно то же и одно;
Всему свой час: труду, безделью;
И легкокрылому веселью
Порядок крылья там сковал.
Добавим: пили сарептские жители уже тогда родниковую воду из водопровода. Из реки чистоплотные гернгутеры не пожелали.
москва ждала почти сорок лет
Родник отыскался в версте от поселка, весь 1766 год прокладывали дубовые трубы. И пошла вода в водоразборный фонтан посредине центральной площади. И во дворы. И даже в кухни. Первый в истории России водопровод для простых людей.
Ибо ни петербуржцам, ни москвичам, ни тем паче саратовским жителям водопроводная вода еще долго была недоступна. В Москве, правда, существовал водопровод, – но только царский, сооруженный в 1633 году английским часовых дел мастером Галовеем. Текла вода из Москвы-реки в Свиблову башню (Водовзводную с того времени). оттуда в поварни Ситного и Кормового дворцов Кремля. А дальше – остановка на полтора века. „Прожект о проведении воды в столичный город Москву, учиненный генерал-лейтенантом фон Бауером июня 24 дня 1780 г.“ (опять-таки немцем, заметьте) был благосклонно утвержден матушкой Екатериной, однако строить по-немецки быстро не умели: московский простой люд еще почти сорок лет дожидался – до 1805 года. А саратовский – до 1856 (водопровод был с деревянными трубами, вроде сарептского), петербургский – до 1859-го.
В Сарепте же возле общественных водоразборных фонтанов висели первые в России правила водопользования: „Не мыть ведра. Не черпать руками“. Водопровод спас колонистов от холеры в первую российскую эпидемию 1830 года, да и во все прочие, случавшиеся потом. В Саратове и Царицыне сотнями и тысячами мёрли люди, а сарептяне были как заговоренные. Со временем сделали закрытые накопительные цистерны, проложили оцинкованные трубы вместо дубовых. Было в то время уже десять фонтанов общественного пользования и еще 21 частный фонтан во дворах. А кое-где поступала вода прямо в дом, текла из кранов!
Строили немцы-гернгутеры, без всякого преувеличения, на века: водопровод действовал два столетия, до 60-х годов двадцатого века, когда начали в Сарепте строить многоэтажки, и мощности старого не хватило.
кочевые гернгутеры
„Письмо и печать Убаши. Ни один калмык, как бы он не назывался, против устья реки Сарпы, где поставлены по Нашему приказу пограничные столбы, не смеет топтать пашни и другие угодья и не смеет никому наносить ущерба. Писано в 28 день месяца Гахая 1766 года“. Покровительственный указ этот дал хан Большой Торгутской орды Тохмут в ответ на жалобу приехавших из Сарепты двух колонистов – Брандта и Бробега.
Земля, которую отдали под Сарепту, искони принадлежала степнякам-калмыкам. Появление колонистов они восприняли как самоуправство: нападали, грабили, уводили в плен и продавали в рабство в Китай и Турцию. Писатель Борис Пильняк (наполовину немец по фамилии Вогау) вспоминал: „Бабушка мне, ребенку, рассказывала, как, когда немцы впервые пришли сюда на Волгу, они вели войну с киргизами; один раз киргизы поймали в займищах на Карамане тридцать немцев и вырезали им языки; а немцы, излавливая конокрадов-киргизов, закапывали их в стога и сжигали заживо...“
Но сколько можно жить в осаде? Вот и послала Сарепта к хану депутацию. Указ-то посланные привезли, прибили к межевым столбам, да только калмыки в массе своей читать не умели... И тогда Тохмут решил сам посмотреть на пришельцев, со всей свитой прибыл на берег Сарпы. Оказалось, дело не только в любопытстве: хан болен. Что ж, сарептский врач Вир его вылечил.
В благодарность хан оказал немцам самую высокую честь: пригласил тех, кто пожелает, жить рядом с ним, для чего и три юрты поставил. Отказываться неприлично. Гернгутеры выбрали троих. Хан пожаловал им калмыцкую одежду. Потом немцы вместе с ним откочевали в орду. Первыми из европейцев увидели обычную жизнь калмыков, все лето и всю осень провели у хана, двухколесную арбу купили, завели коров и лошадей. От Сарепты, впрочем, далеко не уходили, чтобы время от времени ездить домой за продуктами: все-таки очень уж непривычной была пища кочевников. Но язык калмыцкий выучили и стали переводчиками-толмачами.
Римляне говаривали: „Хочешь мира – готовься к войне“. В том самом году, когда хан стоял на берегу Сарепты, собрали сарептяне деньги на строительство и содержание крепости. Царицынский воевода прислал военного инженера. Городок с трех сторон (с четвертой защищала Волга) окружили рвом, земляным валом и двухметровой деревянной стеной, возвели редуты для дюжины пушек. Через четыре года в готовое укрепление прибыл гарнизон: артиллеристы, 20 пехотинцев и офицер.
Впрочем, когда вспыхнул пугачевский бунт, Сарепта почла за лучшее сдаться без боя. „...Пугачев <...> поспешно стал удаляться к Сарепте. <...> Тут он встретил астронома Ловица и спросил, что он за человек. Услыша, что Ловиц наблюдал течение светил небесных, он велел его повесить поближе к звездам. Адъюнкт Иноходцев, бывший тут же, успел убежать. Пугачев отдыхал в Сарепте целые сутки, скрываясь в своем шатре с двумя наложницами. Семейство его находилось тут же“, – читаем у Пушкина.
Из всех сарептских зданий пугачевцы разрушили только аптеку. Ухоженные немецкие домики не тронули. Забрали хлеб из амбаров, соль, оружие, два табуна лошадей. Несколько молодых колонистов примкнули к Пугачеву и после его разгрома были сурово наказаны.
Пострашнее Пугачева были налеты совершенно неизвестной немцам саранчи. Первый случился в 1781 г., и потрясенный русский очевидец писал: „Все небо вдруг покрылось густым мраком с ужасным шумом. Саранча летела тучей шириною более 2 верст. Опустилась она в степи за Сарептой слоем на пол-аршина толщиною, и движением своим представляла вид зыблющихся вод“. И еще не раз налетала, объедала всё дочиста...
Однако ничто не сломило упрямых колонистов. В 1890 году по Волге отправили они на продажу 622 тысячи пудов зерна да других товаров 635 тысяч пудов, а ввезли товаров в Сарепту всего 205 тысяч пудов. Сальдо доходное, как ни считай.
с двух ночи до семи вечера
„Без четверти двенадцать бьют на кирхе колокола (металлический, не русский звон), и вся колония сидит за обедом, и затем – прикрыв ставни и раздевшись, как на ночь, спит.
Gross-Mutter имеет пять пар туфлей, все они стоят у порогов, в одних она ходит по двору, в других по коровнику, в третьих по кухне, в четвертых по столовой, в пятых по гостиной, – это чтобы соблюсти чистоту. Полы моют каждый день, а дом снаружи – по субботам. В коровнике полы моют тоже по субботам“, – это опять Борис Пильняк: сарептинский быт даже ему, наполовину немцу, казался диковинным.
Поля устраивались вдали от жилья: час пути, а то и больше. Поэтому на сев пшеницы вставали в 2 ночи, кормили лошадей, наскоро завтракали. Обедали в поле: копчёная колбаса, ветчина, хлеб с маслом. Горячее ели только в 7 вечера, вернувшись, и засыпали мигом: в 2 часа снова в поле.
После пшеницы сажали картофель, арбузы, дыни, тыкву, подсолнечник, овощи... Уфф!... Две-три недельки пауза. Но не отдых – первая стрижка овец, уничтожение вредных насекомых в саду, подготовка к сенокосу.
Зимой и летом в Сарепте на градуснике одно и то же: тридцать-сорок – только вся и разница, что зимой минус, а летом плюс, и как раз в уборочную страду. Поэтому начинали убирать ночью, при луне, опять в 2 часа. Самую жару отдыхали. Заканчивался рабочий день в 10 вечера, иной раз и позже. Рожь кончили – начинай пшеницу, а там ячмень, овёс... На току молотили по-своему: две лошади катали по снопам „немецкий каток“, гранитный вал примерно в метр длины и сантиметров тридцать диаметром. Позже и молотилки появились из Германии.
Кончили молотьбу – берутся за овощи и фрукты, за арбузы и дыни, их отправляли по Волге на продажу. А в домашнем хозяйстве из арбузов делали мед. Мякоть клали в большие котлы, варили, светло-коричневую тягучую массу сливали в деревянные бочки и двадцатилитровые стеклянные бутыли, оплетенные ивовыми прутьями. Арбузной кожурой лакомился скот, семечками – куры и утки. Ничто не пропадало...
А там снова весна, сев. И так год за годом.
Средняя немецкая семья в Поволжье владела шестью лошадьми и тремя коровами, козами, овцами, свиньями, курами, утками и индюшками.
А спали на простынях
Через три десятка лет после появления немцев на Волге саратовский землемер Леон Лебедский прошел пешком от Самары до Астрахани и достатком колонистов был поражен: в домах повсюду деревянные кровати, на них набитые соломой матрацы, поверх – белые простыни!
„При домах сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми, вишневыми деревьями. Женщины сверх полевой работы прядут лен, шерсть, ткут холсты и сукна“,– писал он.
„Все колонии построены хорошо, широкими правильными улицами, так что некоторые из колоний гораздо много лучше уездных городов. Дома у колонистов большие, светлые“, – отмечал другой путешественник.
„Мне подавали блины с ягодным вареньем, поджаренные пирожки со смородиной, – сообщал третий. – Прошу покорно найти это у наших мужичков“.
А вообще-то колонисты питались просто: картошка, клецки, суп из баранины, молоко с ржаным хлебом, зимой квашеная капуста. Мясо летом куриное, утиное, осенью гусиное, индюшачье. Если в это время на столе вдруг появлялась говядина – это значило, что случилось несчастье с коровой или теленком, пришлось зарезать...
Колбасу и ветчину готовили в ноябре. Тушки домашней птицы замораживали, потом доставали из погребов-ледников по мере надобности.
Запасов требовалось много. В семьях по десять-двенадцать человек, на полевые работы нанимали со стороны еще десять-пятнадцать, а то и больше. Еду на всех варить – хозяйке только поворачиваться...
Зимой чинили телеги, сбрую. У хорошего хозяина всегда были в запасе хотя бы одна телега, плуг, несколько колёс, лопат, вил, граблей и прочего: если что ломалось, укладывали под навес до зимы, взамен брали новое, приготовленное загодя.
У каждого двора слева от ворот жилой дом, у одних кирпичный, у других деревянный. Кирпичный – богаче, деревянный – зимой теплее. Напротив дома летняя кухня и пекарня. Пойдешь в глубину двора – там конюшня, коровник, хлев для свиней и овец, птичник. Дальше сад, огород и погреб-ледник – глубокий, объёмистый, держит холод все лето...
горчица для императора
Сарептская горчица так до сих пор называется. Ее семена в 1798 г. прислали из петербургского Вольного экономического общества. Гернгутер Конрад Нейц занялся новым растением, да заодно вывел собственный сорт: „сарептская сизая“. Начал производство горчичного порошка – сначала ручное, потом машинное, на конной тяге.
Продукт выходил отменный, и в 1810 году Нейц послал свою горчицу в Санкт-Петербург – заменить английскую, ввоз которой кончился из-за французской континентальной блокады. Как видно, попробовали новинку и в императорском дворце: фабрикант получил милостивое письмо и золотые часы в подарок.
Зять его Иоганн Глич в 1815 г. унаследовал предприятие и прославил сарептскую горчицу по всей Российской империи: в 1840 г. отправил во все концы уже 6 тысяч пудов, через десять лет произвел 15 тысяч, потом наладил паровую тягу – за один год выпуск удвоился, достиг 30 тысяч пудов.
Тут к месту вспомнить о сарпинке, она в словаре Даля: „САРПИНКА – полосатая или клетчатая, бумажная холстинка, работается в Сарепте, Сарат. губ.“ Расходилась тоже по всей России. Фабрика Борра выпускала 80 сортов – разной плотности, окраски. Аршин сарпинки в 1890 году стоил 12 копеек. Всем была доступна.
Миссионерская деятельность среди калмыков, однако, шла скверно, переходить в христианство они не хотели. Так что в1892 гернгутеры из Сарепты уехали. Остались только лютеране со своим пастором, и служба в кирхе шла по-лютерански.
Когда провели вдоль Волги железную дорогу, Сарепта стала дачным местом жителей Царицына. Ездили они туда и на леченье. Сарептская минеральная вода Екатерининского источника, открытая еще первыми поселенцами, была целебной (течет, кстати, до сих пор).
А еще в Сарепте перед Первой мировой войной находились: кирпичный завод, кузница, лесопилка, гончарная фабрика, скорняжня, красильня, дубильня, пекарня, мыловаренное производство, несколько мельниц, две школы ткачества и плотина на Сарпе.
По подсказке калмыков обнаружил еще в 1769 г. сарептский врач Иоган Вир в 9 километрах от Сарепты на склонах горы Ергеней источник минеральной воды. Впоследствии открыли и другие источники – свыше трех десятков. Самый мощный назвали Екатерининским, он давал 10 тонн воды в час. Так появился один из первых в России курортов с минеральными и грязевыми ваннами. Больные ездили туда из Сарепты на лошадях, которых покупали здесь же у калмыков... По сию пору пьют в России минеральную воду „Ергенинская“.
Монумент
Осенью 1848 года – чтобы успеть к столетнему юбилею – колонисты устроили подписку на памятник Екатерине Великой. Собрали 14.200 рублей серебром, заказали бронзовый монумент профессору барону фон Клодту в Санкт-Петербурге. Изображена была императрица сидящей на троне с манифестом в руке. На четырех угловых столбах ограды – герб России, на средних столбах – герб Саратова. Открыли памятник в Екатериненштадте 4 октября 1851 года. А коммунисты в начале 30-х годов его снесли и отправили в переплавку. Подумаешь, какой-то Клодт...
меннониты
На южных землях Российской империи город Нахичевань был построен для армян, Мариуполь для греков с Минорки. Кроме них, приехали итальянцы из Лукки, а в 1782 г. светлейший князь Потемкин переселил в те края шведов с острова Даго (ныне Хиумаа).
А еще раньше, при Елизавете Петровне, разрешено было сербу Хорвату поселить на правом берегу Днепра 16.000 сербов – два полка: один гусарский (назван хорватским в честь создателя), другой пехотный – пандурский, и назвать поселение Новой Сербией. Там построил Хорват на реке Ингул крепость Святой Елизаветы, будущий город Елизаветград (коммунисты переименовали его сначала в Зиновьевск, потом в Кирово и, наконец, в Кировоград). Еще двое сербов, Шевич и Депрерадович, получили земли в Бахмутской провинции и создали там Славяно-Сербию с главным городом Новомиргородом.
Но основной массой колонистов были все-таки немцы. Они начали прибывать в 1809 году. Поселения свои называли дорогими сердцу именами: Штутгарт, Карлсруэ, Маннгайм, Зельц, Штрасбург, Тиге, Тигенхаген, Альтонау, Лихтенау, Базель, Дармштадт... Близ Одессы, в Бессарабии и на Южном Кавказе основали 181 колонию.
Дорога была нелегкой. Когда 1.400 немецких семей отправились в 1817 г. из Вюртемберга в Грузию, до места добралось только 486 семей, остальные погибли, заболев по дороге лихорадкой...
Не столь драматично происходило путешествие из Западной Пруссии меннонитов – последователей протестанта Менно Симонса (1496–1561), голландца по национальности, который в прибалтийских владениях Германского ордена организовал несколько общин. Осушив между Данцигом (ныне Гданьск), Эльбингом (Эльблонг) и Мариенбургом (Мальборк) болота, меннониты получили эту землю во владение.
В браке у них была общность имущества, при наследстве – равенство между всеми членами семьи, включая женщин. Но главное – исповедовали они полный отказ от военной службы. И когда Пруссия наложила на них свою тяжелую руку, ушли в Россию.
Кодексом привилегий от 6 сентября 1800 года император Павел I даровал им „на все времена“ освобождение от военной присяги, от гражданской службы, от присяги на суде. Меннониты же обязались давать постой и подводы проходящим через селения войскам, содержать в исправности дороги и мосты, платить земельную подать по 15 копеек с десятины пахотной земли.
Полтораста семей поселились в Молочных водах, получили 150.000 десятин земли по две с половиной копейки за десятину (бесплатность к тому времени была отменена). Как писал словарь Брокгауза и Ефрона, эта местность сделалась „главным центром сельскохозяйственной и умственной интеллигенции, наполнилась рощами, богатыми нивами и стадами отличной породы скота. В одном молочанском округе свыше трех с половиной миллионов тутовых деревьев, развито шелководство и табаководство. Густой цепью расположены заводы винокуренные, суконные, кирпичные, черепичные и т. д., фабрики, мельницы, всевозможные мастерские, преимущественно приготовляющие земледельческие орудия. Меннониты высоко ставят грамотность, считая ее важнейшей потребностью общества, между ними нет неграмотных, мальчики и девочки обязательно посещают школы (большею частью одноклассные; в каждой колонии по школе). Все, даже противники иностранных колонистов, утверждают, что меннониты трудолюбивы, любят порядок, нравственны, гуманны и трезвы. Они живут в больших и удобных домах (около 30% каменных) и по преимуществу малосемейны. Влияние их на окружающих русских крестьян благотворно“.
Во время Крымской войны 1853–56 гг. немцы-колонисты работали в госпиталях, поставили русской армии 2.000 подвод с продовольствием.
Порты Одесса на Черном море и Бердянск на Азовском поставляли за границу выращенное колонистами зерно.
кто В эмиграцию, кто в ссылку...
Увы, все хорошее рано или поздно кончается. Не верится, но опрятность немецких поселений вызывала неудовольствие! В газетах писали о вредности чрезмерной чистоты...
Вряд ли по этой причине, но в 1874 году Александр II отменил дарованное немцам Екатериной Великой освобождение от призыва в армию. Удар был не только страшный, но и непонятный. Манифест государыни строго соблюдался больше ста лет, благодаря ему быстро поднималось хозяйство, и вдруг...
Особенно возмущались меннониты, которые и в Россию-то приехали, только чтобы в Пруссии не брать ружье в руки. Пришлось опять бросать всё и эмигрировать. Теперь в Америку.
И поволжские колонисты, те тоже отправлялись в Бразилию, Аргентину, США, Канаду, пели грустные песни:
Собирайтеся, братья, пора!
Уж написаны нам паспорта,
Чтобы ехать куда-то за море,
Где зимы нет и нету морозов...
Эх, Россия, остались бы мы у тебя, –
Да велишь нам в солдаты идти...
До начала Первой мировой войны эмигрировали сотни тысяч немцев. На третьей по счету родине окрестное население по сию пору зовет их русскими. И стоят там Катариненштадт да другие поселки с именами поволжских колоний, с улицами Саратов, Самара, Волга...
А Сарепту в мае 1920 г. переименовали в Красноармейск. Церковную площадь – в площадь Свободы, Большую улицу в улицу Тельмана, Астраханскую (ее-то за что?) в Виноградную. В тридцать шестом запретили ходить в кирху. Немцы собирались на улице возле дома пастора. Тот из окна вел службу. Арестовали его в тридцать девятом. В кирхе устроили хозяйственный склад, потом магазин.
До поголовных сталинских высылок в Сибирь да Казахстан оставалось два года. После высылок царских.
начали с самых малоимущих
Первыми в ссылке тысяча девятьсот пятнадцатого года очутились немцы из Волынской губернии – никакие не переселенцы, а тутошние, польские, в российском подданстве оказавшиеся чисто случайно, после очередного раздела Речи Посполитой. Волынь плодородной землей небогата – немцы осушали болота, корчевали лес, сеяли озимую пшеницу, гречиху, сахарную свеклу... Было их там всего сто семьдесят тысяч – меньше, чем в любом ином месте империи. Самые малоимущие среди немцев России.
Но пушки Первой мировой гремели совсем рядом, а стратегические соображения военных главенствовали...
Указ о выселении из привислинского края датируется 13 декабря 1915 года. Цель предельно проста: грубой силой заставить российских немцев „отмежеваться от германцев, забыть об общности происхождения, забыть об общности языка и совершенно вычеркнуть из своей памяти родственников, сражающихся в войсках наших противников“.
Тут стоит вспомнить, что в армии российской служили триста тысяч немцев, – их всех после начала военных действий перебросили в Закавказье (спасибо, что не дальше). А гражданских, которые имели несчастье жить в 150-верстной прифронтовой зоне,– тех эшелонами везли в Омск, Томск и прочие „места не столь отдаленные“.
Заложил город Омск в Акмолинской области (тогдашней, императорской России) немец, полковник Бухгольц. Первую немецкую деревню в Омском уезде, Александровку, в 1894 году основали вполне вольно, и лет через пятнадцать насчитывалось немецких поселков добрых три сотни. Ни о каких антинемецких настроениях не слыхивали: земли невозделанной вон сколько лежит, – добро, что в распашку взяли.
С 1906 года шла Столыпинская реформа. Немцы, как прочие переселенцы, получали льготный проезд и провоз имущества, бесплатно землю по 15 десятин на мужчину. В Енисейской губернии, скажем, отдали немцам участок Сайбар у реки Поперечный Карасук в Абаканской волости.
После августа четырнадцатого ветры задули иные. Из Петрограда, бывшего Петербурга, пришла бумага с длинным названием: „О некоторых вызываемых военными обстоятельствами мерах сокращения иностранного землевладения и землепользования в государстве Российском“. Меры против российских немцев: война идет с германцами, а они, оказывается, вражеские подданные! И точно: хоть и жили в империи не один десяток лет, в российском подданстве по большей части не состояли. Матушка Екатерина не требовала, потом как-то забылось. Теперь что делать? А как наверху делают…
В губерниях сибирских столичный опыт приняли к руководству неукоснительно: был, положим, Гнадендорф („Благодатная деревня“) – будет Николаевка. Предписали немцам недвижимость свою продавать побыстрее. Добровольно. Медлить станут – устроят аукцион.
Сажать за колючку (чем занялись спустя четверть века большевики) не стали. Да и слов таких – исправительно-трудовой лагерь – никто еще не знал. Но вот лишить средств к существованию – это пожалуйста.
Жил, скажем, в городе Томске уже 35 лет некто Крюгер Роберт Иванович. Хозяин самого большого в Сибири пивоваренного дела. И что же? Прусским подданным оказался! Конечно, отобрали у него завод и „транспортное обеспечение“: лошадей, повозки и сбрую. Предприятие замерло, двести человек рабочих на улице, торговля ячменем упала, пива нет, – зато донесли „о выполнении“.
Искали, понятно, шпионов. Начальник Степного генерал-губернаторства (это две области: известная нам Акмолинская и Семипалатинская) докладывал министру внутренних дел об „особой политической связи и организации“ немцев, о тайных курьерах, шныряющих между поселками. Даже аэропланы, будто бы спрятанные у колонистов, придумал. И тут же своею властью запретил всем разговаривать по-немецки.
А население… По отношению к немцам появилось, как писал осенью 1915 года один уездный полицейский чин, „скрытое, ничем пока не проявляемое враждебное настроение“. А у тех „заметно враждебное отношение ко всему русскому“ и разговоры, что в России больше не жить, пора ехать... Конечно, пошли просьбы о русском подданстве, их в общем удовлетворяли без ограничений.
2 июля 1916 г. Совет министров запретил „повсеместно в Империи“ преподавание на немецком языке „во всех учебных заведениях, не исключая частных и содержимых евангелическо-лютеранскими пасторами“. Можно учить по-немецки Закон Божий и немецкий же язык, – но это только одним „природным немцам“.
Готовилось выселение куда подальше всех приехавших когда-то немцев, включая потомков. Начало операции – апрель 1917 года. Но грянул февраль.
Немцы воспрянули духом. Потребовали у Временного правительства отменить „ликвидационные законы“, возвратить отнятые земли и имущество, возместить убытки.
Законы были остановлены, но временно: мол, окончательно решит Учредительное собрание. Ну а министр иностранных дел Милюков относительно будущего не сомневался: „Мы должны разделаться с немцем внешним и покончить с немцем внутренним“.
Не обращая внимания на эти слова (а возможно, именно обратив), в мае 1917 г. Общероссийский съезд немецких колонистов решил объединить всех во Всероссийский союз немцев и меннонитов.
В том же мае в Славгороде Барнаульского уезда Томской губернии на многолюдном митинге организовался Комитет российских граждан немецкой национальности Западной Сибири. Нет, не правительство, но все же надеялись: хоть как-то удастся себя защитить. Меньшинство ведь...
Но после Октябрьского переворота появился большевистский Омский совет. Он 31 декабря порадовал немцев: закрыл их газету „Сибирский вестник“. За „шпионаж“. А четыре месяца спустя арестовал весь состав немецкого районного комитета в Змеиногорске: „по подозрению в контрреволюционной деятельности“.
Но в июне адмирал А. В. Колчак ликвидировал власть большевиков в Сибири, что, естественно, немцы восприняли как „избавление от власти насильников, всюду насаждавших бесправие и ненавистный немцу беспорядок“, и „водворение свободного, демократическо-правового строя в автономной Сибири“. Вроде бы все успокоилось. Но, как известно, история пошла иначе: по всей Сибири, в конце концов, установилась советская власть...
Очень нелюбимая немцами, как ни старались большевики привлечь их на свою сторону. По данным В. Н. Шайдурова, в Западносибирском крае в первой половине 20-х годов на 86.759 немцев приходилось только 214 партийцев, 215 комсомольцев и 182 пионера – в сумме чуть больше полпроцента.
Причина понятна. Сибирские крестьяне-немцы были зажиточны. Имели много немецких и американских сельхозмашин. Использовали их на кооперативных началах, хорошо умея считать прибыль или убыток. Идеи большевистской кооперации „по Ленину“ не воспринимали, полагая вполне справедливо, что могут поучить кое-чему приезжих агитаторов.
Им в пику власти создали в Славгородском округе Немецкий район с центром в селе Гальбштадт. Дата памятная: 4 июля 1927 года. Надеялись советизировать „сплошь кулацкие“ немецкие деревни. А простодушные немцы восприняли организацию района иначе: как намерение помочь им сохранить традиции, культуру, язык, религию.
Бедные они, бедные... Пришел тридцать седьмой год, и следователи НКВД состряпали дела об антисоветизме в Гальбштадтской МТС, о контрреволюционной фашистской организации в Сибири.
И тут Чапаев!
В Екатериненштадте же после Февральской революции все было иначе: управлял всеми делами Комитет общественной безопасности. Председателем его был один из братьев Шефферов, человек известный: на их заводе изготовляли для всего Поволжья просорушки, плуги, бороны, веялки и другие орудия... Милицией командовал студент Фишер. Существовал Комитет до марта восемнадцатого года.
А в марте В. И. Чапаев (тот самый!) послал для „свержения буржуазии“ роту. Сопротивления она не встретила, и в городе появилась советская власть. Пришлым помогали люди из местных: уж очень привлекательны казались лозунги. Для дальнейшей борьбы сформировали 1-й Екатеринштадтский немецкий коммунистический полк (воевал с германскими немцами на Украине), против Врангеля и Деникина отправили 2-й Бальцеровский немецкий полк. А в 1-ю Конную армию Буденного – 1-й немецкий кавалерийский полк. Воевали за „светлое будущее“ от души.
Из Москвы прибыл большевик Болдовкин (почему-то под псевдонимом Чагин) – руководить парторганизацией, и 9 октября 1918 года, как написано в энциклопедии, „родилась областная рабочая коммуна“.
Немцы-большевики принялись вывозить хлеб в Москву и Петроград. Об этом в той же энциклопедии: „пришлось реквизировать у местной буржуазии и кулаков все излишки зерна“. Что такое в лексиконе коммунистов „излишки“, всем известно – вплоть до посевного запаса, о резервном (в Поволжье, как известно, раз в три-четыре года дует суховей) и говорить нечего. Набрали той осенью восемнадцать миллионов пудов.
Реквизировали, впрочем, не так чтобы успешно: весной девятнадцатого года „кулакам“ удалось-таки засеять поля. И урожай собрать. Но из Москвы грянула телеграмма с категорическим: „В три дня прислать три эшелона зерна!“.
Что ж, ровно через три дня местные коммунисты отрапортовали, да с повышенным обязательством: „Мы приложим все силы, чтобы в ближайшие дни послать рабочим Москвы и Петрограда 50 миллионов пудов хлеба, о чем сейчас же сообщаем Ленину“.
Насчет 50 миллионов, конечно, фантазия, однако двенадцать нашли. Тут бы и насторожиться: почему меньше, чем в прошлом году? Какое там!..
Не пробил большевикам колокол и в 1920-м, когда при всей натуге смогли отправить только шесть миллионов пудов, хоть брали по-прежнему начисто.
Весной следующего, двадцать первого года посевная площадь уменьшилась на 64% по сравнению с 1917 годом. На 75% сократилось поголовье скота и лошадей: чем кормить-то? И ударил голод. Всю живность, включая сусликов, съели. Варили сапожные голенища.